КОКО ШАНЕЛЬ: КАК СИРОТА СТАЛА КОРОЛЕВОЙ
История Габриэль Шанель - это классическая диккенсовская драма о нищенке, которая стала королевой - королевой мира моды. Шанель родилась 19 августа 1883 года в очень бедной семье. Ее родители были не женаты и пристроили девочку в приют, где после смерти матери она осталась на попечении католических монахинь.
Все, что окружало Шанель во время ее бедного детства, легло в основу ее творчества и послужило вдохновением для будущих коллекций, созданных для богачей. Начало 1920-х годов ознаменовало новую эру для женщин – эру свободы. Простой стиль, который предлагала Шанель, был именно тем, чего хотели девушки того времени. Она придумала так называемый genre pauvreили «нищий стиль» и одела женщин из высшего общества в мужские свитера из джерси, белые воротнички и манжеты официанток, форму механиков, и рубахи моряков.
Сама Шанель комментировала это так: «Некоторые считают, что роскошь - это противоположность бедности. Это не так. Роскошь - это противоположность пошлости».
И эта простота стала частью обаяния стиля Chanel. Ее модели можно было легко скопировать и запустить в массовое производство. Но она была не против и не пыталась помешать этому, в отличии от других парижских дизайнеров. Однажды она сказала: «Как-то раз тридцать лет назад, я ужинала в Жиро. Я насчитала 23 женщины, одетых в платья Chanel. Но только одно из них было из моего ателье. И мне показалось это очень лестным».
Габриэль Шанель стала воплощением моды - все что она делала становилось популярным. Вернувшись с Ривьеры, она ввела в моду загар. Однажды она надела мужской тренч на гонки. На следующий день тренчи стали носить все.
Очень скоро сирота из французской провинции стала невероятно богатой женщиной и радовалась своим деньгам, ведь, по ее словам, «они дарят свободу». Шанель носила жемчужное колье стоимостью 75 000 долларов в качестве аксессуара к своим простым платьям. А чтобы добиться более драматического эффекта, она сочетала его с бижутерией, которую ввела в моду.
Шанель перевернула отношение общества к бижутерии, доказав, что главное в украшениях не благородный металл, драгоценные камни и "напускное богатство", а сила, таящаяся в дизайне, таланте создателя и новым, ни на что не похожем подходе. Несмотря на то, что у Коко была большая коллекция ювелирных изделий, она носила бижутерии и сочетала её с драгоценностями. Онв легко могла дополнить минималистичный образ, например, то самое маленькое чёрное платье несколькими нитями искусственного жемчуга. «Люди с хорошим вкусом носят бижутерию. Всем остальным приходится носить золото», — говорила знаменитая Мадемуазель.
В 1922 году Коко начала создавать собственную линию бижутерии. В этом ей помогал граф Этьен де Бомон — креативный ценитель искусства и легенда парижской светской жизни. Он был знатоком бомонда и завсегдатаем в аристократических кругах, так что прекрасно понимал, чем можно впечатлить взыскательную публику. Де Бомон делал для Шанель эскизы будущих украшений и приложил руку к созданию длинных колье из разноцветного стекла Gripoix.
Коко Шанель и Этьен де Бомон
Франсуа Гюго — ювелир с неподражаемой фантазией, друживший с художником-сюрреалистом Максом Эрнстом, также приложил руку к созданию бижутерии, создавая жскизы брошей, пуговиц и клипс. Гюго дружил и сотрудничал с художниками, например, с Жаном Кокто и Пабло Пикассо, он сам мыслил как художник, возможно, поэтому он привлек внимание Шанель.
В 1920-х Шанель познакомилась с герцогом Фулько ди Вердура. В 1927 году Фулько работал у нее дизайнером по текстилю, Коко быстро заметила его талант и попросила сделать несколько эскизов для её коллекции украшений. Вскоре после этого герцог стал главным дизайнером ювелирных изделий Chanel, этот пост он занимал восемь лет до 1934 года, когда он переехал Америку.
Вместе Шанель и Фулько переосмыслили крест Мальтийского рыцарского ордена, вдохнув в него новую жизнь. В новой версии Фулько Мальтийский крест был украшен разноцветными полудрагоценными камнями и помещен на парные браслеты-манжеты с белой эмалью.Шанель любила и часто носила эти парные браслеты. Манжеты Chanel с Мальтийским крестом поступили в продажу примерно в 1930 году, и с тех пор они остаются основой коллекции украшений Chanel. Выбор Мальтийского креста в качестве базы сделан неспроста. Восемь концов этого креста символизируют восьмь рыцарских добродетелей, одна из которых - искренность. Именно она чувствуется в работах Шанель — эти украшения не лгут!
В 1932 году Шанель начала экспериментировать со своей первой и единственной коллекцией высокого ювелирного искусства, получившей название Bijoux de Diamants. Как следует из названия, коллекция основывалась на бриллиантах. Переход от бижутерии к драгоценным камням — смелый шаг, а Коко была смелой. В бриллиантах Коко привлекали изящество и блеск. Она видела большое в малом — ей нравилось, что скромные размеры камней лишь подчеркивают их масштабную красоту.
Дизайнеры ювелирных украшений в основном критиковали работы Коко, воспринимая её только как создателя костюмной бижутерии и модельера, но не ювелира. Однако ювелирные эксперименты Шанель имели успех. Несмотря на это, ювелирное направление в Доме Chanel окрепнет только в 1993 году, когда креативным директором стал Карл Лагерфельд. Именно при нём Модный Дом Chanel открыл ювелирно-часовой бутик в Париже. В честь этого события были представлены оригинальные модели Bijoux de Diamants и новые коллекции.
В 1953 году Коко познакомилась с Робертом Гуссенсом. Она пришла в восторг от его работ, вдохновленных искусством Византии, Древнего Египта и других древних культур. Когда он впервые показал великой мадемуазель свои творения, созданные под влиянием репродукций визиготских и этрусских украшений, она воскликнула: «Они великолепны - если люди спросят, кто их создал, мы ответим, что они были найдены на раскопках на улице Камбон!» После этой встречи Гуссенс стал официальным создателем бижутерии для дома Chanel. Отец Гуссенса был литейщиком по металлу, в начале Робер учился в качестве подмастерья по изготовлению ювелирных изделий. До сотрудничества с Chanel Гуссенс уже был знаменит в области создания ювелирных украшений от кутюр. Он создавал дизайн для Rochas, Balenciaga и даже для соперницы Chanel — Эльзы Скиапарелли.
Гуссенс разделял любовь Шанель к миксу искусственных и полудрагоценных камней в изделиях. Его знаменитую золотую брошь с тремя жемчужинами и бриллиантом, которую Шанель носила сама и включила ее в свои коллекции. Гуссенс продолжил сотрудничать с брендом Chanel даже после того, как Коко Шанель скончалась в 1971 году.
В наши дни за развитие ювелирных традиций Chanel отвечает креативный директор ювелирной студии Патрис Легеро. Он создает много интересного — от посвященной России коллекции Le Paris Russe De Chanel до новой версии той самой легендарной коллекции 1932 года. Переосмысление старых идей будет представлено в Париже в июле этого года, его приурочат к 90-летию оригинального собрания.
Отец Легеро был учителем рисования, так что Патрис вырос настоящим фанатом живописи и акварели. И, как истинный художник, он не боится экспериментов, сталкивая в своих ювелирных работах бриллианты и горный хрусталь, мым особый двойной блеск. Известно, что настоящая классическая живопись существует как бы вне времени: она была актуальна и в те же 1930-е, она сохранила свою ценность и в наши дни. В ювелирной деятельности Легеро стремится к такому вневременному искусству. Он хочет, чтобы украшения Chanel не устаревали, тем самым логично продолжая дело самой Коко, чьи прижизненные работы по-прежнему будоражат умы ценителей и последователей. Кроме того, Патрис разделяет страсть Шанель к универсальности и многофункциональности изделий. В новой версии коллекции 1932 года точно будут украшения-трансформеры. Одно из них уже известно — это колье Allure Céleste, в котором бриллианты сочетаются с прекрасным синим сапфиром.
Сегодня модный дом Chanel чтит фундаментальные убеждения Коко в том, что украшения должны сочетать в себе изысканность ювелирного изделия и смелость бижутерии. Сама Шанель была пионером в модной бижутерии, а ее культовые модели украшений в наши дни так же популярны, как и во время их дебюта.
Существует мнение, что Шанель смогла добиться успеха благодаря своим связям с богатыми мужчинами. Она не умела рисовать и не любила шить, но ее детство воспитало в ней изворотливый и острый ум, а так же неистребимый инстинкт выживания. Эти качества помогли Шанель преуспеть, но не принесли ей счастья в личной жизни. Красивая и острая на язык («Как маленький черный лебедь», - писал Жан Кокто;«Как маленький черный бычок», - писала Сидони Габриэль Колетт)- Коко заводила один любовный роман за другим, но никогда не выходила замуж.
Ее оппортунизм сыграл с ней злую шутку после Второй мировой войны, когда за производителем самого известного аромата мира потянулся не очень приятный шлейф. Всем было известно о том, что Шанель крутила роман с немецким офицером, сотрудничала с нацистами во Франции и возможно даже была их шпионом.
Когда в 1954 году состоялся первый после войны показ Chanel, общество было настроено крайне негативно. Ее связь с немцами еще не была забыта. Однако, ее модели смогли вернуть себе расположение модниц всего мира, и вскоре ее коллекции скупались партиями как в Европе, так и в США. Возможно, репутация Габриэль Шанель так и не восстановилась, но классический костюм отChanel сохранил свое место в мире моды.
В 1960-х Шанель снова бросила вызов fashion сообществу, выступив против самой популярной новинки того времени - мини-юбки. Она высказала свое мнение достаточно однозначно: «Dégoütant! Теперь я знаю, почему мужчины разлюбили женщин». И она до конца придерживалась своего мнения – юбка должна быть чуть ниже колена.
Некоторые историки моды считают, что Кристиан Диор и Габриэль Шанель – единственные модельеры в истории, создавшие совершенно новый стиль. Диор, потому что он перевернула мир моды после Второй Мировой Войны, а Шанель, потому что она сделала это после первой. В нашем представлении женщина 1920-х одета в простое черное платье Chanel, а женщина 1950-х – в платья new look от Dior. И сегодня с их моделями ассоциируются целые эпохи.
Хотя бы по этой причине Шанель занимает особое место в мировой истории. Как говорила сама Мадемуазель, комментирую свой отказ выйти замуж за Герцога Вестминстерского: «Существует уже три Герцогини Вестминстерские. Коко Шанель же есть только одна». И никто никогда не займет ее место.
Add a comment: