Роберт Гуссенс, или Месье Бижу, как его называли во Франции, был главным ювелиром легендарных французских модных домов. Его украшения и аксессуары всегда были очень инновационными и смелыми - на грани искусства и ювелирного дела, слияния души художника с руками ремесленника. Он использовал металлические элементы в обрамлении золота; инкрустации драгоценными и полудрагоценными камнями в перемешку с деревом, жемчугом, кожей или мрамором. Его любимым материалом был горный хрусталь. 

 

 

«Наше творчество коренится в нашей свободе самовыражения и в том, что мы смогли привнести фантазию в классические каноны ювелирного дела». Патрик Госсенс, сын основателя дома Роберта Гуссенса

 

Дом Goossens был основан в 1950 году, и вот уже почти 70 лет этот бренд воплощает мечты и фантазии дизайнеров высокой моды. Роберт Гуссенс осваивал ювелирное мастерство с раннего детства, помогая своему отцу, который владел литейным заводом в Марэ в Париже. Первые шаги в качестве ученика привели его в мастерские великих парижских ювелиров, где он изучал ювелирное искусство во всех его формах. В начале своей карьеры Гуссенс создавал табакерки для Mellerio и зажигалки для Cartier. Но его истинной любовью были украшения, в особенности грубые, старинные изделия эпохи Средневековья и Ренессанса, с которыми он познакомился а музеях Парижа. Роберт хотел создавать что-то подобное, что-то, что отличалось бы от современных украшений. В возрасте 25-лет он начинает работать с модными домами. Его изделия того периода теперь известны как “couture jewelry”. Кристобаль Баленсиага стал первым дизайнером, который включил вещь от Goossens в свою коллекцию. Это было колье с мальтийским крестом из горного хрусталя.

 

 

Но именно сотрудничество с Chanel сделало Гуссенса известным всему миру как “Месье Бижу”. Габриель Шанель, познакомилась с Гуссенсом в 1953 году. Она пришла в восторг от его работ, вдохновленных искусством Византии, Древнего Египта и других древних культур. Когда он впервые показал великой мадемуазель свои творения, созданные под влиянием репродукций визиготских и этрусских украшений, она воскликнула: «Они великолепны - если люди спросят, кто их создал, мы ответим, что они были найдены на раскопках на улице Камбон!» После этой встречи Гуссенс стал официальным создателем бижутерии для дома Chanel.


 
Сотрудничество с Коко не прошло для Роберта бесследно. Дух озорства и хулиганства, желание нарушать общепринятые понятия и постоянное расширение границ творения с неожиданным сочетанием форм и материалов, как благородных, так и грубых - вот что делало его работы гениальными. Как и Коко Шанель, молодой мастер соединял миры ювелирных украшений и бижутерии.

 

Абсолютная точность, сложное мастерство, идеальные пропорции - вот отличительные особенности изделий от Goossens.

 

 

Браслет от Chanel. Позднее еще один знаменитй ювелир ХХ века Кенни Джей Лейн создает браслет с похожим дизайном - реверанс в сторону великого Гуссенса. Браслет от KJL представлен в нашей галерее.

 

Колье Chanel из коллекции Vintage Dream

Клипсы Chanel из коллекции Vintage Dream

 

Сам Гуссенс писал, что много времени провел за разговорами с Мадемуазель Шанель. Она поддерживала в нем стремление к экспериментам, и именно она вдохновила Роберта поработать с дизайном интерьера. Уже в 1972 году в Доме Goossens был официально открыт отдел с дизайнерской мебелью.

 

И конечно, Шанель стала первой, для кого Роберт создал предметы интерьера: зеркала, люстры и столы - включая знаменитый стол из снопов пшеницы (позже он повторил этот дизайн для Ив Сен-Лорана в позолоченной бронзе), а также хрустальный шар на постаменте с тремя львами, которые еще можно увидеть в квартире Шанель на улице Камбон.

 

 

 

После смерти Мадемуазель, Гуссенс продолжал создавать бижутерию, сотрудничая с французскими кутюрье. Сперва для Мадам Гре для ее бренда (Grès,) потом с Марком Боаном для Christian Dior.

 

В 1970-х Гуссенс начинает работать с YSL, для которого по совету музы Сен Лорана Лулу де ла Фалез, создает африканскую коллекцию. Со временем Гуссенс стал производить для дома YSL абсолютно все аксессуары - от карманных зеркал до флаконов духов. Их сотрудничество продолжалось до 2002 года.

 

Клипсы YSL по дизайну Гуссенса

 

В свою очередь Guerlain, Rochas, Jean-Louis Scherrer, Thierry Mugler, Christian Lacroix и Sonia Rykiel попросили его создать для их брендов бижутерию и разработать дизайны флаконов для духов.

Брошь от Christian Dior по дизайну Роберта Гуссенса из коллекции Vintage Dream

 

Гуссенс также продолжал делать бижутерию для коллекций Chanel ready-to-wear и haute couture в 1980-1990 гг. В 2005 году дом Chanel купил дом Goossens и сделал его частью дивизии Métiers d’Art.

 

После смерти Роберта Гуссенса, его дело продолжили сын Патрик и дочь Мартина.