Медленная мода (англ. Slow fashion) — подход к потреблению одежды и аксессуаров, при котором приобретаются только качественные вещи, при производстве которых соблюдался принцип этичного отношения к окружающей среде. Термин «медленная мода» был придуман Кейт Флетчер, экоактивисткой и журналисткой, в 2007. Она противопоставила slow fashion масс-маркету, сказав, что прогрессивный подход к одежде — это отказ от перепотребления и следования сиюминутным трендам. Медленное движение в моде — это совокупность всех «устойчивых», «экологических» и «этических» направлений моды.
Оно открывает глаза на зависимость производства одежды и аксессуаров и воздействие швейной промышленности на окружающую среду. Ключевой лозунг медленной моды — «качество важнее количества». Это означает замедление темпов потребления одежды и разумный выбор вещей. Slow fashion - выбор в пользу вещей из органического и возобновляемого сырья.

Принципы «Slow fashion» 

Принцип медленной моды базируется на разумном потреблении, которое «замыкает» цепочку и дает вещам вторую жизнь. Существует много способов потреблять меньше, тем самым бережно относясь к природным ресурсам и защищая окружающую среду от загрязнений. Первоначально движение медленной моды полностью отвергало масс-маркет, признавая только одежду, произведенную вручную. Постепенно движение Slow fashion расширило свои принципы и толкования, делая упор на том, что вещам надо давать вторую жизнь.

Некоторые принципы медленной моды:

• Бойкотирование массового производства одежды и быстрой моды: отказ от масс-маркета и «одноразовой» одежды;

• Выбор в пользу одежды местного производства: покупка одежды местных дизайнеров;

• Покупка винтажной одежды и украшений: винтаж помогает сделать огромный шаг в сторону Slow fashion. Он позволяет дать вещам не только вторую жизнь, но и разнообразить гардероб, добавив в него уникальные и качественные вещи;
Клипсы Chanel со стеклом Gripoix

• Жертвование ненужной одежды: сдача одежды на переработку, передача одежды в благотворительностые фонды;

• Выбор одежды из экологичных материалов, этично произведённых или переработанных тканей.


• Выбор качественной одежды, которая будет служить долго или которую можно будет восстановить, отказ от следования сезонным трендам, покупка одежды в своем неповторимом стиле.

• Самостоятельное производство  и бережное отношение к одежде — изготовление, доработка и переработка собственной одежды, ремонт. Не обязательно выбрасывать вещь: можно переделать или починить ее самостоятельно или отнести в ателье;


• Замедление темпов потребления модной одежды: покупать меньше и реже.

Вред, наносимый окружающей среде:

По данным Всемирного фонда дикой природы хлопковые волокна входят в состав почти половины произведенных вещей, а 73% выращиваемого хлопка требует много воды для орошения, которая могла бы быть использована для питья. Также для производства хлопка часто используются пестициды, которые наносят колоссальный ущерб окружающей среде. По данным Гринпис, хлопок выращивается на 320 000 квадратных километров, которые обрабатываются пестицидами и гербицидами. С каждым годом количество добавок растет.
Текстиль из натуральных тканей разлагается около 2–5 лет.


Для производства синтетических материалов необходимы такие природные ресурсы как уголь, нефть и электроэнергия. По данным Global Footprint Network за год на производство одежды тратится столько ресурсов, сколько может быть восстановлено только за полтора года. По данным International Wool Textile Organisation, синтетическим изделиям для распада требуется 30–40 лет.

По данным Британского фонда Эллен Макартур, общие выбросы парниковых газов от производства текстиля за год составляют 1,2 миллиарда тонн. Они влияют на повышение температуры на Земле и, как следствие, способствуют изменению климата.



Что такое быстрая мода?

Быстрая мода создана брендами с целью повышения товарооборота. Этот термин обычно используют, когда говорят о брендах, ассортимент которых обновляется очень быстро.
Бренды fast fashion используют высокоскоростной цикл производства одежды, дают «быстрый ответ» на тренды. Каждый год одна марка масс-маркета обновляет свои коллекции около двадцати раз, привлекая покупателей низкой стоимостью и новыми моделями, которые соответствуют последним трендам. Такой товарооборот приносит больше прибыли за счёт количества проданного, а не высокой стоимости из-за качественного сырья. Вещи производятся, используются и выбрасываются, не получая второй жизненный цикл, не замыкая цепочку, а обрывая её.

Витаж и slow fashion

Винтаж все больше и больше входит в моду: от Меган, герцогини Сассексской, которая носила Dior 1960-х годов до появления в британском Vogue (майский выпуск спрашивает: «Ваше платье выглядит винтажно?»), магазинам H & M, Arket и & Other Stories, объявляющим о том, что на своих веб-сайтах они будут реализовывать винтажную и подержанную одежду. Бутик Browns также запустил лейбл One Vintage, который использует антикварный текстиль для создания новой одежды.
Исследование показывает, что в 2016 году 45% были готовы купить бывшие в употреблении вещи, в сравнении с прошлым годом, когда 64% женщин были готовы купить такие вещи и аксессуары, считается, что к 2028 году 13% одежды в женских гардеробах, вероятно, будут бывшими в употреблении. Помимо возросшего осознания устойчивости, винтажная мода прекрасно вписывается в более широкое настроение эпохи Instagram, где подлинность и оригинальность высоко ценятся. Лучший способ выделиться - носить одежду, которой нет ни у кого более. Ведь стиль - это не вещи из последней коллекции, это - сочетание неповторимых вещей.

Съемка Максима Гагарина
Согласно отчету о перепродаже ThredUp 2019, уровень перепродажи растет в 21 раз быстрее, чем розничная торговля одеждой за последние три года.

Некоторые люксовые бренды, в свою очередь, перезапускают вещи и аксессуары десятилетней давности из своих собственных архивов. Например, в прошлом году модный дом Dior вернул сумку, которая пользовалась особой популярностью на рынке винтажной моды. В феврале Fendi вернула сумку Кэрри Брэдшоу 1999 года. Интеграция винтажа в свой гардероб не только помогает сохранить природные ресурсы и бережно относиться к окружающей среде, но и позволяет выглядеть стильно, а главное - неповторимо.

16 сентября в рамках закрытия выставки “Великие кутюрье ушедшей эпохи” в Универмаге Цветной состоялся Public Talk. Ведущие эксперты из мира моды, искусства и благотворительности обсудили феномен медленной моды и призвали к осознанному потреблению.

Галерея винтажных украшений и одежды VintageDream совместно с онлайн-изданием 7sisters.ru собрали единомышленников в лице эксперта по винтажу и историка моды Ольги Лефферс; дизайнера и основателя бренда Masterpeace Евгении Линович; основателей проекта об осознанной моде SANE Насти Снег и Катрин Грин; эко-активистки, художника-иллюстратора, автора блога и идейного вдохновителя движения Pokolenie Zero Аси Мицкевич; стилиста Farfetch Карины Арутюновой; стратегического консультанта по развитию бренда Majestic Оксаны Штурман; основателя и идеолога бренда LA NEIGE Софьи Литвак и основателя Charity Shop Дарьи Алексеевой. Модератором мероприятия стала блогер и эко-пропагандист Анна Звизжинская.