Мода, как и все остальные искусства, занимает свое место в музее» - Памела Гольбен, куратор Музея моды и текстиля в Париже.  

  

Ольга Лефферс на открытии выставки "Shocking Elsa” в Венеции

Существует две сферы, которые бесконечно пленят и волнуют, заставляют сердце биться чаще и поражают воображение, не оставляют равнодушным никого и влюбляют с первого взгляда - мода и искусство. Под словом «искусство» обычно подразумеваются нетленные произведения гениев в музыке, живописи, архитектуре, литературе, скульптуре, кино и тд. Мода воспринимается как индустрия и важная (даже необходимая)  часть повседневной жизни. Именно на стыке моды и искусства происходит сейчас всё самое интересное. В этой статье мы обратимся к истории моды ХХ столетия, чтобы понять, как сплетались воедино мода и искусство на рубеже XX в, почему некоторых модельеров и дизайнеров стали приравнивать к художникам и когда стали возникать первые fashion коллаборации.  

Одним из первых модельеров, который находил вдохновение в искусстве, была Эльза Скиапарелли. Именно эта знаменитая итальянка, конкурентка великой Коко Шанель,  объединила две прекрасные сферы: моду и искусство.  

Эльза Скиапарелли

Она дружила с художниками и, конечно же, искала вдохновение в их творчестве при создании своих коллекций. 

«Работа с такими художниками, как Бебе Берар, Жан Кокто, Ван Донген и Сальвадор Дали, с такими фотографами, как Георгий Гойнинген-Гюне, Хорст П. Хорст, Сесил Битон, и Ман Рэй рождает ощущение восторга и возбуждения», — писала Эльза  Скиапарелли в автобиографии «Моя шокирующая жизнь». Пожалуй, самое известное творческое сотрудничество Эльзы с Сальвадором Дали. Их совместная работа началась с разработки оригинального (а у Дали не может быть иначе)  дизайна упаковки для компактной пудры в виде телефонного диска Сельвадором Дали в 1935 г. для модного дома Скиапарелли.  В дальнейшем их сотрудничество породило настоящие шедевры, которые и по сей день занимают особое место в сердцах всех увлеченных модой людей:  платье с изображением лобстера, Tear Dress - платье с фатов из  “рваных” лоскутов, вдохновленные картиной «Некрофилическая весна», Skeleton Dress, за основу которого были взяты эскизы Дали, изображавшие анатомические фигуры женщин, знаменитая шляпка-туфля из коллекции зима 1937–1938 гг.  

  

Платье с изображение лобстера

Skeleton Dress

Шляпка-туфля из коллекции зима 1937–1938 гг.

Упаковка для компактной пудры в виде телефонного диска Сельвадором Дали в 1935 г.

 

Сельвадор Дали был не единственным, с кем плодотворно сотрудничала Эльза СкиапареллиНапример,  Жан Кокто, французский писатель, поэт, драматург и художник, придумал знаменитое пальто с вышивкой в виде двух лиц, образующих очертания вазы с цветами, и костюм с силуэтом девушки на жакете. Эльза Скиапарелли во многом опередила время.  

Прошло немало лет прежде, чем искусство и мода вновь объединятся. 

Искусство и мода вновь воссоединятся в 1965 г., в коллекции, созданной Ив Сен-Лораном, посвящённой Питу Мондриану, известному нидерландскому художнику. Знаменитая Диана Вриланд, работавшая редактором в Harper’s Bazaar, а потом возглавившая американский Vogue назвала ее коротко и ясно - «лучшей».  

Коллекция "Мондриан" YSL

Обложа журнала Vogue 

Ив Сен-Лоран любил и понимал искусство. Очередным доказательством этого стала осенне-зимняя коллекция 1981 г. — трибьют французскому художнику и скульптору Анри Матиссу и французскому живописцу и скульптору Фернану Леже.  

  

Fashion пионером в сфере коллабораций моды и искусства принято считать французского мадельера Мадлен Вионне­. Ещё в начале своей карьеры она влюбилась в работы итальянского иллюстратора-футуриста, художника и “золотого дел мастера” Эрнеста Микаэллеса, творившего под псевдонимом Таят. Он любил минимализм в деталях, использовал лишь несколько цветов из огромной палитры, предпочитал  геометричность и графичные силуэты. Его произведения органично сочетались со стилем  Мадлен – простыми платьями с геометрическими мотивами кубизма, дающие свободу движений и раскрепощающие женщин. Кстати, Кристиан Диор говорил, что с опытом, он стал все больше понимать и ценить мастерство Вионне. В 1919 г.  Мадлен познакомилась с художником лично. Он разработал логотип знаменитого модного Дома: стоящую на античной колонне женщину, которая то ли надевает на себя платье, то ли держит отрез ткани, который сейчас превратиться в произведение искусства. Платья  Вионне тоже напоминали одеяния древнегреческих нимф, а девушки, которые приобрели наряды модного дома превращались в богинь. В 20-е годы  художник создал для модного Дома Vionnet  около 60 акварельных эскизов, по которым  Мадлен  сшила платья, в стиле «века джаза».  

Мадлен Вионне

Логотип модного Дома

 Нельзя не упомянуть коллекцию Джанни Версаче начала 90-х, целиком посвященную Энди Уорхолу, американскому художнику, дизайнеру, писателю и продюсеру, который скончался в 1987-м. В коллекции есть платья с принтом в виде самого известного произведения поп-арта – портрета Мэрилин работы Энди. 

Сотрудничество моды и искусства продолжалось и XXI в. Об этом мы и поговорим в нашей следующей статье!