Долгое время мода и искусство взаимосвязаны. Дуэт art+fashion сложился еще в начале ХХ в. О первых союзах  моды и искусства вы можете прочитать в этой статье. С каждым годом связь этих двух сфер становится все крепче. Сегодня люди испытывают схожее чувство восхищения, глядя как на гениальные творения художников, скульпторов, архитекторов, режиссеров так и на результат вдохновения и ежедневной работы дизайнеров.

 

В ХХI веке коллаборации модных домов и мира искусства продолжают удивлять. «Романы» искусства и моды уже не воспринимаются как нечто уникальное и неве.  Сотрудничество с художниками позволяет брендам расширять аудиторию, повышать лояльность потребителей и создавать уникальные коллекции на стыке моды и искусства. Художникам арт-коллаборации помогают стать известнее. Один из примеров - текстильные украшения Шейлы Хикс (Sheila Hicks) в коллекции Stella McCartney.  С помощью нитей художница создает мягкие полотна и скульптуры. Для коллекции Stella McCartney она придумала украшения в своем авторском стиле.

Украшения Шейлы Хикс (Sheila Hicks)

 

В коллекции осень-зима 2019 г. мы увидели ремни от Louis Vuitton со скетчами Антонио Лопеса (Antonio Lopez) из семидесятых годов. Они прекрасно гармонировали с образами в духе 1980-х!

Ремень от Louis Vuitton со скетчами Антонио Лопеса (Antonio Lopez)

Еще одна значимая коллаборация  для мира искусства и моды – ободки, серьги и платья в одной из коллекций Simone Rocha украшенные рисунками по мотивам работ художницы и скульптора Луизы Буржуа (Louise Bourgeois).

Коллекций Simone Rocha, украшенная рисунками по мотивам работ художницы и скульптора Луизы Буржуа (Louise Bourgeois)

Нельзя не упомянуть коллекцию Sacai, за основу принтов для которой дизайнер Читосе Абе (Chitose Abe) взяла забрызганный краской пол в студии американского художника и лидера абстрактного экспрессионизма Джексона Поллока (Jackson Pollock). 

Коллекция Sacai

Одним из лидеров среди коллабораций искусства и fashion-индустрии является французский модный дом Louis Vuitton. В 2001-м г. креативный директор Марк Джейкобс выпустил коллекцию совместно с художником и модным дизайнером Стивеном Спраузом, который в 80-е гг. ХХ в. прославился яркими и эксцентричными работами. Сумки Louis Vuitton, для которых художник придумал принт в своем фирменном стиле пестрых граффити, стали одними из знаковых аксессуаров начала ХХI. Марк Джейкобс не остановился на достигнутом: список контрибьюторов Louis Vuitton в числе прочих пополнили Такаши Мураками (2003), Яёи Кусама (2006) и маргинальный уличный художник Ретна (2013). 

Сумка из коллекции Louis Vuitton с художником и модным дизайнером Стивеном Спраузом 2001г.

Арт-коллаборации стали неотъемлемой частью новейшей истории Модного дома. Коллекция платков-каре Foulards D’Artistes III. в 2014 г. и лимитированный выпуск сумок Artycapucines в 2019 г. были созданы совместно с художниками. Над проектами работали француз Андре Сарайва, американц Кенни Шарф, чилиец Инти, Урс Фишер и молодые подающие надежды художники. Использование в дизайне платков астрономических фигур, атрибутов современной поп-культуры, изображения солнца в виде бога Виракоча, древних символов и знаков, а также ярких красок и насыщенных цветов привлекает внимание и вызывает интерес у зрителя. 

Коллекция платков-каре Foulards D’Artistes III. в 2014 г.

Коллекция сумок Louis Vuitton Artycapucines

Коллекция сумок Louis Vuitton Artycapucines 2019 г.

Недавно у Louis Vuitton вышла вторая по счёту коллекция сумок Artycapucines, созданная в сотрудничестве с шестью современными художниками.

Вторая по счету коллекция Louis Vuitton Artycapucines, созданная в сотрудничестве с современными художниками

 

 

2019 г. принес в мир моды множество арт-коллабораций. 

Сотрудничество и совместное творчество модного дома Dior в лице Мария-Грация Кьюри и художницы Пенни Слингер подарили незабываемый и волшебный показ осень-зима 2019. Темой показа стала женская сила и энергия, независимость и красота во всех ее проявлениях. Именно с помощью художественных приемов и метафор ярко и красочно удалось передать оригинальный посыл коллекции. Темы мистической алхимии, непокорности природы, стихии воды, огня, воздуха и земли были использованы и обыграны в показе.   

Коллекция Dior осень-зима 2019 г.

Dior не боиться экспериментировать, это подтверждает зимняя коллекция с принтами сакуры  японеца Хаджиме Сораяма для зимней коллекции 2019 г., а также сотрудничество с панк-иллюстратором Реймондом Петтибоно.

Коллекция Dior с принтами Хаджиме Сораяма  2019 г.

 В 2019 году художественный руководитель Dior Homme Ким Джонс пригласиламериканского художника и скульптора Дэниела Аршама разработать декорации для весеннего показа Dior. Художник привнес в коллекцию Dior Spring/Summer 2020 Menswear свою эстетику «Future Relic».

Dior Spring/Summer 2020 Menswear

 

Мультимедийный художник Кристиан Марклей был приглашен дизайнером Эди Слиманом для показа весна-лето 2019 дома моды Celine. Коллекция явно отличалась от того, что мы привыкли видеть на показах модного дома до этого творческого союза. Кристиан Марклей в своей работе решил использовать, ставшие уже классикой, но всегда актуальные, комиксы. Он использовал винтажные рисунки, - как полотно, свою фантазию, - как лекало, свое видение, - как ножницы и иглу, отсек лишнее и соединил все лучшее. Такой прием дал своеобразный эффект - ощущение, что одежда буквально “звучала” на моделях и обрела свою собственную жизнь и телесность. 



Показ весна-лето 2019 г.  дома моды Celine

Художники придумывают и реализуют проекты по оформление витрин и интерьеров бутиков (особенно часто для Louis Vuitton и Fendi), это еще одно из направлений модных и креативных коллабораций современности. Апогей модного сотрудничества -  создание совместного pop-up-музея. Один из самых ярких примеров подобного творчества является сотрудничество модного дома Prada и итальянского художника Франческо Веццоли. Йенский дворец в Париже превратился тогда в музей современной скульптуры. В величественных залах развернулся настоящий art-перформанс: статуи современных поп-звезд в античном стиле, окутанные лучами розового цвета поражали воображение! Еще один пример, это совместная работа итальянского бренда женской одежды и аксессуаров высокой моды Miu Miu в тандеме с молодой талантливой художницей Шарной Осборн на Парижской Неделе Моды в 2019 году. На старых телевизорах и экранах транслировались lo-fi-ролики художницы с молодой Долли Партон и цветами. В том же 2019 году показ коллекции Модного дома Valentino проходил на фоне копии работы поэта и художника Роберта Монтгомери. Неоновые буквы несли символичное послание для зрителя: «Люди, которых ты любишь, становятся призраками внутри тебя — таким образом они остаются живыми». С помощью таких глобальных проектов модные дома заявляют о себе не только как о создателях вещей, но и как о модном феномене. В скором времени границы могут окончательно стереться. Они уже стираются: персональные выставки живописи и фотографий Карла Лагерфельда с завидной регулярностью экспонируются во многих известных городах мира. 

 

Арт-коллаборации масс- и мидл-маркетов

Не только знаменитые модные дома, но и бренды масс- и мидл-маркета не упускают шанс посотрудничать с миром искусства: шведский гигант масс-маркета H&M создал коллекцию с американским художником и скульптором Алексом Кацем ; Nike работает со скульптором Томом Саксом; Levi’s сотрудничает с английским художник, предпринимателем и коллекционером произведений искусства Дэмьеном Хёрстом. Капсульная коллекция, разработанная художником для известного бренда в 2007 году, покорила мир моды. Одежда с нарисованными черепами и фирменным принтом Хёрста, напоминающим  разноцветные карандашные штрихи,  раскупили так быстро, что сотрудничество продлилось многие годы. Сегодня сотрудничество моды и искусства - это уже не только коммерция, это - целая история вдохновения и стиля!

Новый тренд современности - коллаборации искусства и моды становиться уже нашей действительностью, уверена, что предстоящие коллекции порадуют нас креативными проектами художников и знаменитых модельеров.