#olgaleffersblog. Формируем коллекцию винтажных украшений
К написанию этой статьи нас подтолкнули наши любимые покупательницы, которые часто задают следующие вопросы:
- С чего начать формирование моей персональной коллекции?
- Какие украшения являются коллекционными, а какие нет и почему?
- По какому принципу должны приобретаться новые предметы в коллекцию?
- Смогу ли я продать свою коллекцию в случае необходимости?
- На какие информационные источники ориентироваться при подборе коллекции?
- Подводные камни такого коллекционирования?
- Как хранить мою коллекцию?
Столь основательный подход к такому казалось бы милому и приятному увлечению вполне обоснован.
Ведь одно дело - купить одно-два украшения по случаю, просто потому что понравились, особо не задумываясь, что это за вещи, чем они ценны, какова история их создания, насколько известен этот бренд и так далее.
И совсем другое дело, когда этап стихийных покупок пройден и человек хочет приобретать последующие украшения осознанно, более того - сформировать свою коллекцию. Коллекцию, которая будет не только радовать её хозяйку и окружающих, но и обладать определенной инвестиционной привлекательностью.
Стоимость грамотно составленной коллекции обязательно будет расти в цене. То есть по сути, это отличный способ хранения и приумножения денег в наше нестабильное время. Формируя коллекцию из прекрасно подобранных вещей, Вы одновременно убиваете двух зайцев - получаете удовольствие от процесса собирательства и при этом грамотно вкладываете деньги. Единственная проблема - с такой коллекцией, подобранный с любовью и вниманием, расстаться будет непросто. И расставаться совсем не обязательно! Гораздо лучше и правильнее передать её по наследству дочке или внучке. Но осознавать, что в случае чего украшения можно и продать, согласитесь, приятно.
Итак, начнем по-порядку:
С ЧЕГО НАЧАТЬ ФОРМИРОВАНИЕ КОЛЛЕКЦИИ
Важно определится, какие именно украшения Вы хотите собирать. Для этого необходимо получить хотя бы базовые познания в области коллекционной бижутерии. Об информационных источниках читайте ниже.
Вот несколько примеров того, по какому принципу может собираться коллекция:
1. По временному периоду.
Например, 20-е гг, 40-е, 60-е, 80-е. Каждый из периодов обладает своим стилем и эстетикой. В каждом из этих временных отрезков были "хиты". Менялась мода на материалы, из которых были изготовления украшения, на стиль, в котором они были сделаны. Всплывали то одни, то другие подхватываемые всеми брендами мотивы. Например, этнические мотивы разных культур. Материалы тоже были разными - бакелит, люцит, серебро, различные сплавы, дерево и другие природные материалы. Часто случалось, что очередное гениальное изобретение воодушевляло остальных дизайнеров на создание подобных украшений. К таким изобретениям относиться как новшества с точки зрения механизмов, так и дизайнерские находки. И это еще один из ориентиров для коллекционеров.
2. По изобретениям, запатентованным дизайнерским находкам.
В течение двадцатого века бижутерные дома запатентовали тысячи своих изобретений и дизайнов украшений. А сколько их еще осталось без авторства!
Пожалуй, к самым значимым можно отнести: бакелит, конструкцию Дуэтов компании Coro, украшения с люцитовыми пузиками Jelly Belly (Trifari, Coro), новый тип украшений в растительном стиле с вручную нанизанными бусинами и бисером Miriam Haskell, её же барочный жемчуг, необычный дизайн и внешнюю отделку (матовый металл и патина) украшений Joseff of Hollywood, мини-коллекции на разные темы серебряных украшения 40-х годов (такие серии, часто имеющие название, создавали многие бренды - Boucher, Reja, Rosenstein, Coro, Trifari).
3. По брендам.
Тут все довольно просто. Вы выбираете наиболее близкий Вам по духу бижутерный бренд и стараетесь собрать как можно более полную его коллекцию. Либо выборочно -лишь самые удачные серии украшения этого бренда. Надо заметить, что практически в каждом бренде были свои удачи и неудачи. Не то чтобы совсем неудачные украшения, но украшения не обладающие явным характером и стилем, проходные вещи. Конечно, без таких можно и обойтись. Зато, за особенно удавшимися украшениями гоняются коллекционеры по всему миру и их стоимость превышает и изначальную на несколько порядков.
Отсюда появляется наше следующее деление:
4. По наиболее удачным сериям отдельных брендов.
Вот лишь несколько примеров наиболее удачных серий в винтажной бижутерии:
Таких коллекций гораздо больше, ведь только за историю существования таких бижутерных "монстров" как Trifari и Coro, их дизайнерами была создана не одна удачная коллекция. Все их перечислить в формате этой статьи не представляется возможным.
При этом есть уникальные бренды, у которых практически не было неудачных, рядовых украшений. К таким смело можно отнести Joseff of Hollywood.
5. По мотиву украшений
Многие формируют свою коллекцию отталкиваясь от своих личных предпочтений. Есть, допустим, у хозяйки любимый пудель и начинает собирать она броши с изображением пуделей. Или рыбок, потому что является рыбой по гороскопу. Почему нет? Возможно, благодаря этой страсти на свет появится поистине уникальная коллекция.
Вот несколько примеров:
Фигурки людей
|
Фигурки животных, птиц, рыб, насекомых (причем внутри этой категории зачастую существует еще одно уточняющие деление - собачки, кошечки, совы, мухи, пчелы, бабочки, петухи, слоны, черепахи итп) |
Геральдика. Причем это могут быть как все украшения в этом стиле, так и отдельно короны, малтийский кресты, гербы, скипетры итп.
|
Растительные мотивы
|
Этнические мотивы. Азиатская тема, египетская, Африканская итп |
Ключики
|
Рождественские мотивы
|
Знаки гороскопа |
Тема космоса - солнце, луна, звезды |
6. По материалу украшения и типу отделки
Микромозаика |
||
Итак, переходим к следующему вопросу.
КАКИЕ УКРАШЕНИЯ ЯВЛЯЮТСЯ КОЛЛЕКЦИОННЫМИ, А КАКИЕ НЕТ И ПОЧЕМУ
Далеко не каждое украшение является коллекционным. Для того, чтобы стать таковым, украшение должно отвечать ряду требований:
1. Быть маркированным. Исключение представляют изделия из бакелита, камеи, старые чешские украшения, Все эти категории украшений практически никогда не маркировались. Тем не менее могут является предметом коллекционирования. Также к исключениям относятся несколько бижутерных брендов, которые либо не маркировали свои изделия, либо маркировали бумажными этикетками, которые впоследствии терялись. К таким компаниям относятся: Schreiner (есть как маркированные, так и не маркированные изделия), Juliana (никогда не маркировали изделия), ранние украшения Haskell, ранние украшения Chanel (часть из них имели маркировку made in France или depose).
2. Но одной только маркировки недостаточно. Украшения не каждого бренда становятся коллекционным. В эту категорию попали лишь те марки бижутерии, которые производили по-настоящему качественные и оригинальные украшения. Украшения, созданные лучшими дизайнерами -красивые, необычные, качественные. Перечень таких брендов известен. Где его найти, читайте ниже.
3. Украшения должны быть винтажными. Под это понятие попадает бижутерия, созданная в период с 30-х по 80-е (максимум 90-е для отдельных брендов) годы. Надо заметить, самый плодотворный период для бижутерных брендов, золотой век костюмных украшений пришелся на 40-60-е гг.
ПО КАКОМУ ПРИНЦИПУ ДОЛЖНЫ ПРИОБРЕТАТЬСЯ НОВЫЕ ПРЕДМЕТЫ В КОЛЛЕКЦИЮ?
Как и в любом вопросе, идеально когда процесс формирования коллекции протекает не стихийно, а в соответствии с некой стратегией.
То есть надо поставить цель и стараться методично воплотить её в жизнь.
Например, любая полностью собранная серия украшений стоит больше, чем единичные украшения.
Как цель можно поставить собрать все 12 знаков зодиака De Nicola или Joseff of Hollywood, всех балерин из серии Ballet of Jewels или четыре фигурки из серии "Времена года" от Boucher, колье, браслет, клипсы и брошь в виде змеи от Har или все украшения из их же восточной серии, максимальное количество фигурок с Джелли-Белли от Trifari, дуэты от Coro и так далее.
СМОГУ ЛИ Я ПРОДАТЬ СВОЮ КОЛЛЕКЦИЮ В СЛУЧАЕ НЕОБХОДИМОСТИ?
Да, конечно. Причем продать хорошую коллекцию можно в любую точку мира. Наибольшее количество коллекционеров и профессиональных дилеров винтажных украшений находятся в Америке. Есть ряд сайтов, на которых они обмениваются информацией, подают и покупают украшения. Сделав фотографии своих украшений и хотя бы минимальное описание, можно выставить их на продажу на международный сайт. Но порой проще и выгоднее продать свою коллекцию в России. С каждым годом количество любителей коллекционных украшений увеличивается. Также растет число тех, кто занимается этим профессионально - дилеров винтажной бижутерии. Вот им и можно предложить выкупить свою коллекцию. Чем больше времени прошло с момента её формирования, тем выгоднее Вы её продаете благодаря неминуемому росту цен. Цены на разные виды украшений, на разные бренды растут по-разному. Порой случаются неожиданные скачки в цене. Так было с украшениями Lanvin 60-х годов, с ранними вещами KJL, с украшениями Chanel. Цены на них выросли за короткий промежуток времени в разы. Тем у кого была собрана коллекция этих украшений, крупно повезло. Надо заметить, что элемент везения и азарта в коллекционировании неизменно присутствует и многих именно это и привлекает.
Перейдем к следующему вопросу.
"Jewelry of the Stars. Creations of Joseff Jewelry" Joanne Dubbs Ball |
НА КАКИЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ИСТОЧНИКИ ОРИЕНТИРОВАТЬСЯ?
Тут все и просто, и сложно одновременно.
Источников по сути всего два - книги и интернет.
Проблема в том, что на русском языке существует лишь одна книга о винтажных украшениях. Это книга "Ювелирные украшения" Джудит Миллер. Она много раз уже переиздавалась и, честно говоря, немного уже устарела. По крайней мере в части цен на украшения. Для самого первого знакомства с миром винтажной бижутерии она вполне подойдет, но для серьезного коллекционирования нужны и книги посерьезнее.
На английском языке было выпущено несколько десятков книг на эту тему. Часть из них посвящены отдельным брендам.
Например:
"Miriam Haskell Jewelry" Cathy Gordon & Sheila Pamfiloff |
"Monet. The master jewelers" Alice Vega |
"The Art of Juliana Jewelry" Katerina Musetti |
Другие книги обзорные, в них написано обо всех брендах понемногу.
Наиболее полными и хорошо иллюстрированными считаются две книги "American costume jewelry. Art and Industry 1935-1950." Carla Ginelli Brunialti & Roberto Brunialti. В первой бренды по алфавиту от A до M, в другой от N до Z.
Проблема в том, что англоязычные книги на эту тему практически никогда не привозят в Россию. Поэтому мы решили компенсировать этот пробел и теперь на нашем сайте можно приобрести лучшие книги о коллекционной винтажной бижутерии.
Вторая возможная проблема - незнание английского языка. Это в меньшей степени качается книг - в них много фотографий и не так много текста.
А вот находить информацию на англоязычных сайтах без знания языка сложнее. Поэтому мы стараемся как можно больше информации о брендах и других вопросах, связанных с винтажными украшениями, выложить на наш сайт на русском языке.
ПОДВОДНЫЕ КАМНИ
Их немного, но они есть:
1. Подделки. Редко, но они встречаются. В основном, это Chanel и Joseff. Другие бренды подделывать не имеет смысла. Стоимость изготовления подделки будет выше того, за что её можно продать. Самый верный способ избежать подделки - приобретать украшения у проверенных дилеров. Во-первых, их опыт и познания позволяет избежать некачественного товара, а во-вторых, они дорожат своей репутацией и отвечают за то, что продают.
2. Если прошел маленький срок после приобретения украшения, то так быстро его не удастся продать с выгодой.
Также для оригинальных и необычных коллекций идущих несколько в разрез с общепринятыми тенденциями, возможно на сразу можно будет найти достойного покупателя. Но он обязательно найдется - ценитель украшений в виде ящериц или гусениц!).
3. Хрупкость. Надо учитывать, что многим украшениям несколько десятков лет и несмотря на их качество они могут пострадать. Особенно трепетно надо относится к изделиям с эмалью и необычными камнями, кристаллами. Эмаль практически не поддается восстановлению, а найти уникальные камни, чтобы их вставить на место утерянных чаще всего невозможно. Не всё так страшно. Многое поддается восстановлению. Подробнее про ремонт винтажных украшений мы напишем в одной из следующих статей. Тем не менее, надо обращать внимание на состояние украшения при покупке и хранить его бережно.
Ну, и последний вопрос, "Как хранить коллекцию винтажных украшений", мы решили выделить в отдельную статью, которая в ближайшее время появится на нашем сайте.
Добавить комментарий: