Вначале к кинематографу, возникшему в конце ХIХ века, относились несерьезно. Он стал отдельной сферой искусства в двадцатых годах ХХ века. В Америке киноискусство быстро превратилось в индустрию, захватившую экраны и сердца людей. Киноиндустрия создала свои идеалы красоты, стиля и правила поведения. В 30-х годах ХХ века начал формироваться институт звезд кино, за которым следили многие зрители и которому пытались подражать. Так, немое кино стало катализатором распространением декоративной косметики. Актеры утрированно жестикулировали и делали яркий грим, чтобы передать эмоции на экране. Именно киноиндустрия побудила эмигранта из России Макса Фактора начать производить декоративную косметику, ведь именно она делала мимику заметнее.

В рекламе фильма «All About Eve» Бетт Дэвис снялась в одном из своих костюмов для фильма, в том числе мы видим брошь от Joseff of Hollywood.

Роль кинемотографа в создании новых образов и идеалов красоты действительно высока. Костюм становится не просто предметом гардероба звёзд экрана. Он играл огромную роль в формировании образа героя: говорил о характере, финансовом положении, возрасте, темпераменте или принадлежности к определенному слою персонажа. Костюм становится важным средством коммуникации со зрителями, которому предстояло многое рассказать с экрана.

Сначала актёры и актрисы сами подбирали образы для своих героев. Это была непростая задача: они заказывали костюмы для ролей у портных, к которым обращались за повседневными нарядами. Так например, для актрисы Лилиан Гиш, сыгравшей в фильме «Рождение нации» костюмы шила её мать. Известный образ Чарли Чаплина сложился из широких штанов, обнаруженных на складе студии. К ним добавили узкий пиджак и туфли большого размера.

Элизабет Тейлор в одном из своих костюмов для фильма «Клеопатра» (1963), в браслетах-манжетах от Joseff of Hollywood.

Когда фильмы были черно-белыми, главную роль играла ткань костюма. Атлас, парча, шифон, украшенные стразами, мехом и перьями смотрелись в кадре лучше всего. С 20-х годов возникла необходимость в профессии «художник по костюмам». Многие режиссёры поняли, что экранными образами должны заниматься профессионалы. Именно художники по костюмам в кулуарах киностудий начали создавать популярные в то время женские образы. 1925 год стал переломным для киноиндустрии: на экране стали появляться не только оттенки чёрного и белого, но и телесного и красного цветов. Первым цветным фильмом стала лента, в которой можно увидеть коллекции от Ворта, Ланвена и Пуаре.

Голливуд начали называть «американским Парижем». В 1932 году один из журналов написал: «Если в титрах вы увидите строчку: «Художник по костюмам – Эдриан», это значит, что вы должны устроиться поудобнее и смотреть очень внимательно: сейчас вам покажут, что вы будете скоро носить». У Эдриана Адольфа Гринберга одевался весь Голливуд. Его известное платье с подплечниками, созданное для героини Джоан Кроуфорд в киноопусе «Летти Линтон», было продано через каталог в количестве 1,5 млн экземпляров. Женщины массово копировали то, что видели на экране: причёски, макияж, наряды и аксессуары. Голливуд поспешил воспользоваться данной тенденцией. Начали открываться такие магазины, как Hollywood Fashion, Cinema Shop, которые приобретали патент на производство и продажу популярных нарядов из фильмов. Люди получили возможность быть похожими на героев своих любимых кинолент.

В рекламе к фильму 1939 года «Destry Rides Again» Марлен Дитрих снялась в броши Joseff, надетой как чокер.

Моду тогда создавали такие известные дизайнеры, как Коко Шанель и Эльза Скиапарелли. Многие актрисы заказывали свой личный гардероб именно у них. Приобретать же наряды для киноиндустрии у модных домов оказалось практически невозможным. Во-первых, мода менялась быстрее, чем картина успевала выйти на экран. Во-вторых, лаконичные наряды от известных брендов великолепно смотрелись в жизни, но тускло и невыразительно на экране. В 1931 году Коко Шанель отказалась адаптировать свой стиль для кинематографа, в результате ее костюмы для Глории Свенсон к фильму «Сегодня вечером или никогда» оказались неудачными. В отличие от Шанель, Эльза Скиапарелли сотрудничала с киностудией. Её клиентами стали Джоан Кроуфорд, Грета Гарбо, Марлен Дитрих и Кэтрин Хепберн. Конец 20-х ХХ века подарил кинематографу яркие краски. Фильмы стали по-настоящему цветными: зрители могли разглядеть на экране яркие наряды, макияж и мимику.

Грейс Келли в рекламе фильма «Высшее общество» (1956), клипсы Joseff.

В 1950 году Альфред Хичкок снял ленту «Страх сцены» с Марлен Дитрих в главной роли. Марлен отказалась примерять наряды от Эдит Хед – известной художницей по костюмам, с которой сотрудничал Альфред. В этот раз актриса настояла на кандидатуре Кристиана Диора, заявив: «Не будет Dior, не будет Дитрих». Диор создал для неё великолепные и женственные образы.
Говоря о известных «романах» кино и моды, нельзя не упомянуть сотрудничество Одри Хепберн и Юбера де Живанши. Модельер создавал наряды к таким известным фильмам, как «Сабрина», после которого Юбер получил «Оскар», триумфом же стала картина «Завтрак у Тиффани». Элегантное черное платье, туфли на плоской подошве, жемчуг и перчатки не только прекрасно смотрелись на миниатюрной актрисе (её рост был 169 сантиметров, вес 40 кг), но и стали самым узнаваемым образом в мире, который многие повторяли в повседневной жизни. В 2006 году легендарное платье из фильма было продано на аукционе за 923 тысячи долларов.

Марлен Дитрих в фильме "Страх сцены"


В 1950-х годах на экранах появились новые герои. Они были более «приземленными», приближенными к народу. Пол Ньюман, Марлон Брандо, Джеймс Дин, сыгравшие в известных фильмах того времени, популяризируют стиль casual. Актеры на экране предстают в футболках, джинсах и кожаных куртках, которые стали ассоциироваться со свободой. Именно после появления Марлона Брандо в белой футболке в фильме «Трамвай «Желания»«, этот предмет одежды, который ранее приравнивался к нижнему белью, становится достойной заменой рубашке в мужском гардеробе. Уже тогда была «очевидна неразрывная связь сцены и веяний моды, поскольку выбор определенного стиля напрямую зависел от успеха актрисы».

Актер Пол НьюманАктер Марлон Брандо фильм Трамвай желанийАктер Марлон Брандо фильм Трамвай желаний

Пол Ньюман и Марлон Брандо

Спустя десятилетие мода меняется. Стиль становится «гуманнее». Например, Бриджит Бардо предпочитала одеваться в простые ситцевые платья, а не в образы от кутюр. Бардо категорически отказалась от предложения Великой мадемуазель одеть её для очередного фильма, сказав, что «кутюр – это для бабушек». С появлением Pret-a-porter и мода стала более доступной: это послужило началом сотрудничества двух индустрий.

Кадр из фильма «Унесенные ветром» (1939), в котором Ретт Батлер (Кларк Гейбл) обедает со Скарлетт О'Хара (Вивьен Ли), на которой многоуровневое ожерелье Joseff.

Сегодня модные дома с радостью сотрудничают с кинематографом. Для fashion-индустрии это стало средством коммуникации и рекламы. Бренды стремятся предоставить наряды звёздам как для фильмов, так и для церемоний. Самой востребованной «витриной» считается церемония «Оскар». Дизайнеры стараются найти звёздного амбассадора, который будет не только представлять бренд, но и являться его «посланником».

Марго Робби в платье от Chanel на церемонии Оскар 2020 г.


Отдельного внимания заслуживают украшения, снятые в фильмах. Многие голливудские картины, такие как «Клеопатра», «Унесенные ветром», «Касабланка», «Поющие под дождём», «Моя прекрасная леди» или более современные – «Красотка», «Титаник», «Великий Гэтсби» – в немалой степени обязаны своим успехом костюмной бижутерии и ювелирным украшениям.

Великий Гэтсби (2013) – Фильм Про

"Великий Гетсби" 2013 г.

Эпоха бижутерии в кино началась в 1930-е годы ХХ века c имени Юджина Джозеффа, первого официального ювелира Голливуда. Юджин родился в Чикаго в 1905 году. С детства его увлечением была обработка материалов, а в дальнейшем она стала счастливым билетом в Голливуд. Сначала Джозефф работал художником-графиком в рекламном агентстве, а в свободное время занимался производством и литьём украшений.В 1928 году он оставив рекламный бизнес и вместе с братом Джеймсом переехал из Чикаго в Лос-Анджелес. Из-за Великой депрессии работа в кинорекламе не принесла ожидаемых результатов. Вскоре он познакомился с Уолтером Планкеттом, известным к тому времени дизайнером по костюмам, который и помог ему прославиться.

Начало его успеха в Голливуде началось с приглашения Уолтера Планкета на премьеру фильма «Похождения Челлини». После просмотра Юджин воскликнул с недоумением: «Как же так? В твоих фильмах так много внимания уделено костюмам, каждая деталь соответствует духу эпохи. При этом вы совершенно не позаботились об украшениях – во всех картинах снимаются одни и те же изделия, которые совсем не подходят к костюмам!». На что Планкет раздраженно ответил: «Если ты такой умный, возьми и создай украшения сам! Больше некому этим заниматься». Юджин принял вызов друга. Прежде чем приступить к работе, ювелир изучил энциклопедии, книги по истории костюма, картины и журналы. Совместив полученные знания с фантазией он начал создавать украшения, которые в последствии стали шедеврами киноиндустрии. На заре своей карьеры Юджин лишь разрабатывал дизайн, воплощением его идей занимались мастерские, к которым он обращался. Украшения Джозеффа были настолько трудоемкими в производстве, что в 1935 году Юджин открыл собственную ювелирную мастерскую, запатентовав её под именем Joseff of Hollywood. Ювелир не отступал от главного принципа: украшения должны соответствовать эпохе, отраженной на экране (приложение 10, ил. 2). Юджин собрал огромную коллекцию исторических книг, с помощью которых создавал ювелирные шедевры. Вскоре ему начали поступать заказы на изготовление украшений от известных киностудий. Благодаря изучению книг и собственной фантазии, Джозефф стал первым официальным ювелиром Голливуда.

 

Юджин Джозефф


Для создания украшений Джозефф использовал золото с некоторым количеством примесей. Ювелир применял матовую обработку металла, «русскую позолоту», которая решала сразу несколько задач: украшения выглядели винтажными, не бликовали при свете софитов и сверкали на экране, как настоящее золото. Поделочные и полудрагоценные камни, хрусталь, искусственный жемчуг, бакелитовая смола в сочетании с деревом и эмалью дополняли каждый шедевр Юджина. Впоследствии многие пытались повторить успех Юджина, но претерпевали крах. Изабел Ео, аукционист, говорила: «У него была специальная техника изготовления ювелирных изделий. Благодаря ей на украшениях не появлялись блики под светом прожекторов. Особый состав покрытия до сих пор никому не известен. Это все еще семейный секрет».

  Браслет Joseff  для Долорес дель Рио в фильме "Международное Урегулирование" 1938 г.  и Хеди Ламарр в фильме "Белый Груз" 1942 г.

Ювелирный Дом Joseff of Hollywood стал знаменитым. Юджин был не только прекрасным ювелиром, но и бизнесменом. Он не продавал украшения, а лишь давал их в аренду для съёмок того или иного фильма. В последствии многие заказывали копии украшений, снятых в фильмах, для частных коллекций. Некоторые дамы приобретали копии для своих коллекций и выхода в свет, желая подражать любимым героиням. Украшения Joseff of Hollywood прославились не меньше, чем фильмы, в которых они «снялись». Образы Вивьен Ли, Мэрилин Монро, Грейс Келли, Марлен Дитрих стали популярными во многом благодаря украшения Юджина.

Мэрилин Монро на рекламном плакате в клипсах от Joseff.

В 1937 году вместе с женой Джоан Касл он запустил линию украшений на продажу для поклонников звёздеых героев кинематографа. Украшения от Joseff являются предметов вожделения многих коллекционеров. На большинстве украшений стоит маркировка Joseff или Joseff of Hollywood. Исключение составляют лишь украшения, сделанные на заказ для звёзд кино. Забавный случай: каждый год Джоан Касл Джозефф устраивала знаменитые Рождественские вечеринки, на которых вся ёлка была украшена только украшениями Joseff of Hollywood. На одной из них фотограф поймал забавный момент: Ширли Джонс в шутку собирается наброситься на ёлку, а Джоан в ужасе за этим наблюдает.

Ширли Джонс в шутку собирается наброситься на ёлку, а Джоан в ужасе за этим наблюдает

Украшения копировались с оригиналов, принадлежавшим звездам, также выпускались копии экземпляров, которые были задействованы в фильмах.

Фотография Вивьен Ли в фильме «Унесенные ветром». На шее у актрисы колье Joseff, изготовленное в фирменной технике гальванического покрытия, с цветочками кораллового цвета и одной подвешенной каплей.


Ювелирный Дом Joseff of Hollywood существует до сих пор. Сегодня в активе мастерской несколько новых проектов: украшения для фильмов «Пираты Карибского моря», «Атлант расправил крылья. Часть I» и «Последний Крестный отец». Бижутерию, которая является мечтой многих коллекционеров по-прежнему можно приобрести. 18 ноября 2017 года состоялся аукцион (Julien`s auction), на котором были представлены сокровища из хранилища мастера-ювелира. Более 600 уникальных предметов бижутерии и аксессуаров, снятые в самых знаменитых фильмах Золотой эры Голливуда.


Сегодня украшения для фильмов производят современные ювелирные бренды. Колье «Cердце океана» из фильма «Титаник» 1997 года стало один из самых известных украшений, снятых в фильмах за последние десятилетия. По сюжету фильма сапфир в форме сердца, украшающий колье La Coeur de la Mer принадлежало Людовику XVI. На самом деле это колье было придумано сценаристами, а изготовлено ювелирным Домом Asprey & Garrard. Стоимость колье составила всего $10 000. Секрет в том, что сапфир заменили на цирконий, тем самым понизив стоимость украшения. Сегодня оригинал колье – жемчужина частной коллекции некого Джорджа Холмса, который приобрел изделие у 20th Century Fox в 2009 году.

 

Мэрилин Монро и позолоченные клипсы с филигранными сферами от Joseff of Hollywood (1953) 

В последствии ювелирный дом Asprey& Garrard сделал более ценный образец «Сердца океана», состоящее из платины, сапрфира в 171 карат в оправе из 103 бриллиантов, которое в 1998 году было продано на аукционе Sotheby’s за $2,2 млн клиенту Asprey. Приобретено колье было с условием, что Селин Дион наденет его на 70-ю церемонию «Оскар» по случаю 20-летия кинокартины.
Одним из самых дорогих украшений кинематографа стало платиновое бриллиантовое колье Сатин, которую сыграла Николь Кидман в фильме «Мулен Руж» в 2001 году. Колье состояло из 1308 бриллиантов, стоимость составила 1 000 000 долларов. На момент выхода кинокартины это было самое дорогое украшение, сделанное для фильма. Режиссер Баз Лурман сначала предложил сделать колье из искусственных бриллиантов, но австралийский ювелир Стефано Кантури убедил его задействовать только настоящие.

Кулон *Сердце океана* на героине фильма *Титаник* | Фото: tiu.ru

Кулон "Сердце океана" на героине фильма "Титаник"


Из последних ювелирных шедевров, снятых на экране, можно отметить аксессуары в фильме «Великий Гэтсби», которые изготавливал ювелирный дом Tiffany & Co; драгоценности Chanel, украсившие наряды Киры Найтли в картине «Анна Каренина»; колье Шерон Стоун в фильме «Казино», изготовленное ювелирным домом Bulgari.

В декабре 2015 г. AXENOFF выпустил новую коллекцию украшений, посвященную роману Л.Н.Толстого «Война и мир» . В сотрудничестве с английской кинокомпанией BBC Петр создал ювелирные украшения для главных героев новой экранизации “Войны и Мира”. Главные роли в фильме исполнили известные английские и американские актеры: Лили Джеймс (Наташа Ростова), Поль Дано (Пьер Безухов), Джиллиан Андерсон (Анна Павловна Шеррер), Джеймс Нортон (Андрей Болконский).

В коллекцию “War and Peace” включены украшения, которые были сделаны специально для фильма и участвовали в его съемках. Греческие венки, амуры, жемчужные тиары, камеи, эмали, - все в коллекции говорит о прекрасной эпохе стиля Ампир.

Наташа Ростова в тиаре работы ювелирного дома Axenoff